Гурия Османова. Превращения ладошки

7 августа 2018

       Гурия Абдулбарисовна Османова — автор многочисленных книг и методических пособий по логопедии и развитию речи дошкольников, кандидат педагогических наук, доцент Ленинградского Государственного Университета имени А. С. Пушкина, член Союза Писателей России, заместитель председателя секции «Литература для детей и юношества» Союза Писателей России, лауреат национальной литературной премии «Поэт года» за 2015 год в номинации «Детская литература», а также организатор масштабного стихотворного конкурса для детей «Разукрасим мир стихами».


      Визитной карточкой Гурии Османовой является многообразие стихотворных текстов, представленных в каждой книге. Автор считает, что дети очень чувствительны к ритму и рифме, и использование стихов способствует более легкому запоминанию материала, закреплению фонетических и интонационных навыков, развитию грамматического строя речи, языковой интуиции. А последняя, в свою очередь, является основой для хорошего усвоения орфографии детьми дошкольного возраста. Книги автора написаны легким, доступным для понимания языком и будут понятны и полезны не только педагогам, но и родителям, которые хотят самостоятельно подготовить будущего успешного ученика.


Фотография 1


         Представляем новинку Гурии Османовой — «Превращения ладошки: Игровые массажные приемы для пальчиков». В книге представлен материал по применению игрового самомассажа кистей рук в педагогической работе с детьми. В книгу включены оригинальные забавные стихи о превращениях ладошки и подробное описание техники выполнения массажных движений. В предисловии автор дает инструкцию по работе с детьми. Все стихи сопровождаются замечательными картинками, которые привлекут внимание ребенка и помогут ему выполнить занимательные задания, направленные на развитие мелкой моторики, слухового и зрительного внимания; на формирование мыслительных операций; на умение аргументировать свои высказывания и строить простейшие умозаключения. Материал книги связан с лексическими темами, изучаемыми в дошкольном учреждении, и предполагает совместную работу взрослых и детей.


Фотография 1 Фотография 2 Фотография 3

Фотография 4 Фотография 5


        Наше сотрудничество с Гурией Османовой началось с серии книг «Вводим звуки в речь», написанных в соавторстве с Татьяной Перегудовой и предназначенных для логопедов-практиков и заботливых родителей. Каждое пособие серии представляет собой систему карточек с цветными картинками и заданиями для автоматизации определенных звуков в речи детей. Оно может быть использовано для развития фонематического слуха дошкольников и для обогащения их словарного запаса. Внимательные родители могут использовать материал пособия для закрепления у своего ребенка правильного звукопроизношения, развивая его речь, воспитывая любовь к родному языку и культуру речевого общения.


Фотография 1 Фотография 2


          Книги серии «Логопедические прописи» (написаны в соавторстве с Татьяной Перегудовой) содержат игровые задания, которые помогут подготовить руку ребенка к письму. При выполнении этих упражнений дети учатся держать карандаш, видеть пространство и ориентироваться на листе бумаги. Прописи включают описание игр-заданий со счетными палочками и игр с пальчиками. Игры со счетными палочками помогают развивать у ребенка внимание, воображение, знакомят с геометрическими фигурами, способствуют приобретению конструктивной способности, воспитывают выдержку и терпение. Пальчиковые игры занимают важное место в формировании мелкой моторики. Выполнение упражнения сопровождается стихотворным текстом, описывающим положение рук. Прописи адресованы педагогам дошкольных образовательных учреждений, а также родителям, бабушкам и дедушкам.


         Одним из направлений, которыми занимается Гурия Османова, является логопедический массаж и самомассаж. Результаты ее работы отражены в книгах, написанных в соавторстве с Ларисой Поздняковой.


Фотография 1


          В книге «Игровой логопедический массаж и самомассаж в коррекции речевых нарушений» наряду с общими представлениями о логопедическом массаже (видах, приемах и особенностях проведения при различных речевых нарушениях) представлен материал по применению приемов самомассажа при работе с дошкольниками, а также для проведения самомассажа дома. Пособие состоит из двух частей. В первой части авторы рассказывают о технике проведения массажа — его основных видах (приемах); описывают возможные ошибки при его выполнении. Во второй части пособия содержатся комплексы самомассажа, которые представлены в трех вариантах: самомассаж мышц лица и артикуляционной мускулатуры; самомассаж общескелетной мускулатуры; развитие мелкой моторики (самомассаж рук). Для формирования интереса детей к самомассажу в книге предложен авторский стихотворный материал на лексические темы по программе детского сада с подробным описанием техники выполнения массажных движений и рисунками, на которых схематично показаны направления основных движений. Книга адресована логопедам, педагогам и родителям.


Фотография 1


        Радостно и приятно общаться с ребенком, который умеет слушать собеседника, способен понять его чувства, и обладает выразительной, эмоциональной, образной речью. С навыками речевого общения дети не рождаются, эти умения формируются со временем в процессе развития ребенка. В книге известных петербургских логопедов предложена комплексная система работы с детьми, цель которой — овладение ребенком навыками грамотного речевого общения. Игры и упражнения соотнесены с 30 лексическими темами, изучаемыми в детском саду. В играх, при чтении стихотворений наизусть, при произнесении пословиц и отдельных предложений ребенок учится с помощью интонации выражать различные эмоции. Прослушивание текстов, ответы на вопросы и выполнение других заданий способствуют развитию умения малыша понимать эмоциональное состояние героя или рассказчика, расширению активного словаря дошкольника, развитию у него слухоречевой памяти, внимания и мышления. Пластические этюды, задания, связанные с перевоплощением (драматизацией), помогают раскрытию творческих способностей ребенка. С целью повышения двигательной активности детей авторы включили в систему работы комплексы самомассажа лица и рук на основе авторских текстов. Книга будет интересна и полезна воспитателям, логопедам и заботливым родителям.


Фотография 1


      Книга «Буквы на ладошке: слышим звуки — пишем буквы» поможет ребёнку усвоить азбуку, научит соотносить звук речи и букву, находить место звука в слове, а эти знания — фундамент для успешного овладения грамотой. Знакомство с каждым звуком речи и обозначающей его буквой превратится для ребёнка в увлекательную и полезную игру благодаря чтению забавных авторских стихов и выполнению движений самомассажа рук. Для взрослого книга станет незаменимой и верной помощницей в создании у дошкольника позитивного настроя по отношению к занятиям чтением и письмом, в подготовке руки ребёнка к письму.