«Многодетность или чему меня учат мои дети». Монтессори-педагог Наталья Кулакова.

15 марта 2017

Мы продолжаем знакомить читателей с нашими авторами! Наталья Кулакова, мотессори-педагог с многолетним стажем и четырьмя детьми поделилась своим мнением о многодетности и рассказала о том, как пришла в профессию. Сейчас Наталья руководит центром развития « Детская Академия Наук. Солнечный Круг.». Из-под её пера вышли несколько очень полезных популярных среди родителей книг издательства КАРО: «Ребёнок изучает мир. Занятия с детьми 2-6 лет. Практический курс для родителей»; «Детская ревность. Практический курс для родителей.»; «Развитие ребёнка. Первый год жизни»; «Развитие ребёнка. Второй год жизни»; «Развитие ребёнка. Третий год жизни».


«Я знаю, что иногда говорят про многодетных…Нарожали…Когда я поделилась с одной приятельницей, что жду четвертого, с удивлением услышала, что живем мы тесно, почти на голове друг у друга сидим, как можно еще одного рожать, когда столько вопросов нерешенных…Но я, как и многие многодетные мамы думаю, глядя на младшего: «Неужели последний? И не будет этого младенческого запаха, первого шага и самой первой улыбки? Гордости за первые успехи?»


Я не так часто появляюсь со всеми детьми одномоментно на людях. В поликлиниках не бываю, садик не клянчу, в группах для многодетных не состою. Я, наверное, не считаю свое положение особым. Оно для меня естественно, как само дыхание. Когда я слышу «многодетные», всегда вздрагиваю. Иногда я думаю про свою бабушку. Пройдя войну артиллеристом-наводчиком, очень тяжело поднимаясь в послевоенное время, она решилась только на одного ребенка. А сама она была из семьи с 11-ю детьми. Каково ей было не растратить свою любовь? Своим детским умом я не понимала, но чувствовала, что ей ее было на десятерых отмерено. Ее не тяготили заботы о других. Мне легче, я работаю с детьми. Поэтому своих детей у меня только четверо. Есть на кого потратить.


Мои дети – мои учителя. И я являюсь тем, кем являюсь, во многом благодаря им. Однажды моя четырехлетняя дочь заявила, что хочет нырять с волнореза, как «большие» дети. Мне ничего не оставалось, как пойти и нырнуть вместе с ними… впервые в жизни. Причем, кажется, я была единственной, кто боялся. Плавать я тоже научилась вместе со своими детьми, двумя годами раньше этого случая. Неудобно как-то было: дети плавают, а мама не умеет. «Кроме того, вдруг они заплывут далеко и начнут тонуть, – думала я, – что же мне стоять на берегу и смотреть?» Оказывается, я очень люблю плавать и нырять. Я просто не знала этого раньше. Получается, что чем больше расширялись у моих детей границы, чем больше я разрешала им пробовать, тем больше узнавала и пробовала сама. В награду за доверие мои дети научили меня быть самой собой, а также помогли найти свое Призвание, Дело жизни. Сейчас мне трудно представить, кем бы я была без моих маленьких вдохновителей, чем бы занималась. До рождения первой дочери я успела получить филологическое образование, работала, училась в аспирантуре. Диссертация была психолингвистическая, экспериментальная. Как ученый-экспериментатор я привыкла задавать много вопросов.


Их появилось огромное количество с появлением ребенка. Чем с ребенком заниматься, как не упустить время, а развивать уникальный потенциал, с которым рождается ребенок?Эти вопросы очень меня волновали, поэтому во время беременности и в первые месяцы после родов я зачитывалась литературой по раннему развитию, искала и собирала книги. Во время прогулок с коляской, я успевала проглотить какую-нибудь статью или главу по поводу раннего развития речи, по детской психологии. Что-то пробовала применять на практике. Чего-то не хватало и приходилось придумывать самой.


Постепенно я превратилась в «эксперта» по вопросам раннего развития: родившие подруги и знакомые из парка, удивляясь успехам дочурки, спрашивали совета. И даже предложили прочесть им лекцию, поделиться опытом. Постепенно я начала писать статьи, потом книгу. Именно для родителей. Параллельно придумывать занятия для малышей, подбирать тексты. Это еще не воспринималось, как серьезная работа. Но когда старшей дочке исполнился годик, я работала уже очень много, при этом практически никогда с ней не расставаясь.


С рождением второй дочери появились целые пласты новых тем: взаимодействие детей, вопросы ревности и многое другое. В Центре, где мы рожали, мне предложили провести семинар для родителей, которые ждут второго ребенка. Он оказался весьма успешным. Уже много лет он проходит регулярно. Защита диссертации состоялась, когда второй дочке еще не было двух. Почти никто не верил, что я смогу защититься с такими маленькими детьми, но мне так хотелось научить моих детей заканчивать свою работу, ведь в душе я уже была монтессори-педагогом, а они, в свою очередь, учили меня упорству.


Параллельно клеились карточки, шились мешочки для ощупывания. Я наблюдала за детьми. И училась у них… наблюдательности, постоянному желанию узнавать что-то новое, умению удивляться, замечать необычное в обычных вещах. Все это очень помогло мне впоследствии в работе.

У нас не было няни или бабушки, поэтому мы вместе учились справляться с домашними делами и использовать для развития и обучения обыденные вещи.

Много времени мы проводили на кухне, это отличное место для развития (кстати, готовить я научилась тоже благодаря детям и для них).

Именно благодаря детям я поняла, что многие данные психологов попросту устарели, «отстают» от современных детей. Современные дети абсолютно другие.


Но главное, чему меня научили дети, и что впоследствии стало для меня фундаментом в работе с детьми: то, что самый высокий результат достижим лишь тогда, когда родители (или близкие взрослые) вовлечены в процесс развития. Эффект колоссальный, когда малыш видит любимую маму в новом качестве. Ох, как удивляется полугодовасик, когда видит, как его мама в роскошном платке с настоящим коромыслом красиво идет под музыку, добытую в фольклорной экспедиции. На этом удивлении, эмоциях, красоте образа и целостности с мамой происходит то самое впитывание и формирование нейронных связей, которые впоследствии помогут ребенку легко учиться, творчески решать поставленные задачи.


Со временем я занялась консультированием родителей, хотелось рассказать о своем опыте. К нашим занятиям начали присоединяться не только дети знакомых и соседей. Так родилась идея создания своего Центра развития. Все больше и больше времени занимала разработка занятий, апробация новых тем, подбор материала, и как я это называю, «реквизита». Ведь дети, с которыми я работала, были очень маленькими (от трех месяцев), и каждое занятие для них нужно было делать как интерактивный спектакль. Это я понимала скорее интуитивно, и чем больше наблюдала за детьми, тем больше укреплялись мои идеи. «Экспериментировала» я сначала на своих детях: показывала сказку, а сама наблюдала за реакцией, проверяла упражнения и музыку. Когда они подросли, то стали настоящими экспертами: я предлагала им что-то на выбор, просила объяснить, почему им это нравится, иногда, когда иссякали идеи, дети, походя, без труда их подбрасывали. Они стали моими настоящими помощниками.


Они и сейчас мои помощники, всегда и во всем, старшие всегда готовы прийти на помощь. Я так и говорю им: «Вам не может быть все равно, какими вырастут ваши братья, ведь вам с ними общаться всю оставшуюся жизнь!»


Дети научили меня Любить и Прощать, Заботиться и Радоваться успехам близких людей, научили Смелости в воплощении своих идей.


Мне пришлось съезжать с горок с моими маленькими сыновьями (на санках и в аквапарке), ведь они так это любят, и я даже не знаю, что страшнее, забираться так высоко или отпустить младшего одного. А старшие дети кричат внизу: «Не бойся, мама, давай!»


Перед появлением третьего ребенка у меня появилась няня-помощница. Я много работала. Но усвоила главную вещь: я должна быть со своими детьми, когда с ними происходит что-то важное. Например, выступление в школе, первая стрижка или поход к зубному. Неважно, положительное это или не очень, но я не имею права, да и не хочу это пропускать. А вот убраться в квартире или сходить за продуктами может кто-то другой.Конечно, мне помогает няня, она выполняет роль бабушки в других семьях. Кого-то встретить из школы и покормить обедом, кого-то проводить на карате…Сходить с маленьким на занятия, если у меня другие дела.


А вот в отпуск на месяц я всегда езжу с ними сама, без няни. Судя по тому, что у меня высвобождается масса времени и иногда даже получается написать книгу, я понимаю, что мы – отличная команда.


Я никогда, ни разу в жизни я не пожалела, что у меня их четверо! Ведь они открыли мне целый мир. Вернее, четыре мира!