«Самое главное: не потерять то детство, которое в тебе есть» - Гурия Османова

13 февраля 2017

Детская Логоедия. Гурия Османова.Издательство КАРОПродолжаем знакомить читателей с авторами издательства КАРО! Мы поговорили с логопедом и детским поэтом Гурией Османовой о том, как пишутся детские стихи, почему они так полезны для развития.

Гурия, расскажите, как вы начали писать стихи?


Увлечение поэзией началось еще в школьные годы. Первые стихи появились лет в 12. Во время учебы в РГПУ имени А.И. Герцена посещала литературный клуб, где появились друзья, с которыми делилась написанным. После окончания университета было долгое затишье. К стихам вернули дети. И свои собственные и те, с которыми я работала в детском саду логопедом. Я начала сочинять для них. Это новое увлечение пригодилось, когда решилась написать книгу по автоматизации звуков, систематизировав тот опыт, который у меня был. Так появились стихи для автоматизации звуков.

Первая книга вышла в 2006 году, она называлась «Вводим звуки в речь». Она стала своего рода визитной карточкой и до сих пор переиздаётся. А потребность писать осталась и с годами только возрастает.

Что вас вдохновляет на написание новых стихов?

Вдохновение в детской поэзии это особая история. Я никогда не пишу на заказ, не могу когда «нужно». Бывают периоды, когда долго не пишу, жду «картинку». Я как будто в голове переключаю каналы и жду, когда увижу тот самый «мультик», который захочу описать. Но иногда сюжеты появляются из жизни. Но такое бывает не часто. Например «Вопрос к Деду Морозу», появился после забавной истории. Дочка был на новогоднем празднике в детском саду. И когда он закончился, она подошла ко мне и говорит: «Мама, а почему Дед Мороз толстый и красный, а в прошлом году был синий и худой»? В ответ на этот вопрос и появились такие строчки:


- Здравствуй, Дедушка Мороз!

У меня к тебе вопрос:

Почему всегда ты разный?

То ты синий, то ты красный,

То, вдруг, толстый, то худой,

С непонятной бородой -

То она бела, красива

И пушиста всем на диво,

То из-за плеча торчит

И имеет жалкий вид.

Почему меняешь голос?

То он мягок, то он груб.

Почему же черный волос

Из-под шапки виден вдруг?

Ведь давно ты стар и сед -

У тебя таких уж нет!

Ты с ответом не спеши,

Только правду напиши!

P.S.

А то старшие ребята

Говорят, что нет тебя-то...


Дети – это самые благодарные слушатели. Когда ты видишь интерес и радость в их глазах, понимаешь, что пишешь не зря. Здесь и повод, и вдохновение написать что-то новое.
Самое главное - сохранить то детство, которое в тебе есть. Мне кажется, что в моем сердце оно сохранилось, и поэтому я чувствую то, что переживает ребенок. Наверное, именно это состояние и помогает мне во время выступлений перевоплощаться в тех героев, о которых говорится в стихотворении.

Центральное место в вашей деятельности также занимает логопедия. Расскажите о работе с детьми?

У меня два высших образования. По своим дипломам я могу работать логопедом, учителем начальных классов, тифлопедагогом (у слабовидящих детей) и учителем русского языка и литературы в старших классах. Три года я проработала учителем начальных классов в школе для слепых и слабовидящих, затем в школе с углубленным изучением финского языка. Параллельно начала работать на полставки логопедом, и вдруг поняла, что мне это очень нравится, что это моё. Поменяв место жительства, решила сменить и профессию. Пошла работать логопедом в детский сад.

Моя «визитная карточка» в профессии, это то, что в логопедии я отталкиваюсь от поэтического слова. Считаю, что детям до семи лет очень близка поэзия. Они особо чувствуют рифму, чувствуют ритм, который закладывается в ребенке еще в младенчестве, когда мама укачивает и убаюкивает его. Со временем это чувство ритма постепенно угасает, поэтому особенно важно в дошкольном возрасте максимально привлекать внимание детей к стихотворным текстам. Стихотворение превращает занятие с ребенком в увлекательную игру: «Моя ладошка – снежный ком, мечтал он стать снеговиком!» - ребёнок уже внимательно на тебя смотрит, его заворожили фразы, ему хочется слушать продолжение истории. И уже отталкиваясь от этого, легко переходить к тем методическим задачам, которые поставили, например, отрабатываем звук, который нужен.

Хорошо продуманный поэтический текст позволяет ребенку не только слышать и слушать, но и производить то действие, о котором говорится в произведении. Таким образом, к речи можно подключить движения рук, а как известно, развитие мелкой моторики является неотъемлемой частью развития речи. К тому же, мы ведь готовим будущих школьников, они должны хорошо держать ручку. И чем лучше развита моторика пальцев, тем легче будет потом писать. В своей работе я уделяю большое внимание обучению детей приемам самомассажа. А выполнять упражнения, конечно, им интересней под стихотворный материал, например:


Пальцев дружная семья

На ладошке у меня.

Каждый пальчик покажу,

Назову и разотру.

Самый первый – он большой,

Указательный – второй,

Третий – это палец средний,

Безымянный не последний,

Он четвертый на ладошке,

А за ним мизинец – крошка.


Как вы относитесь к современным техническим средствам, всевозможным гаджетам? Как они, по-вашему, влияют на детей?

Несомненно, польза для развития ребенка от них есть. Но, как и при приеме лекарств, все дело определяет количество. Малые дозы – приносят пользу, большие – опасны для здоровья. К сожалению, молодые родители об этом не задумываются – приучают ребенка к планшетам, смартфонам чуть ли не с рождения. Ребенок с удовольствием нажимает на кнопки, а родители радуются – он же так развивается! Да, возможно развивается зрительное внимание, реакция ребенка, но тормозится развитие речи. Так как ребенок большую часть времени проводит с планшетом, то он лишен тесного речевого общения, ведь техника, даже самая современная, не дает полноценного общения, так как в ней отсутствует эмоциональная составляющая, а ведь именно она является основой в становлении человеческой речи.


Если, например, сравнить речь людей 19 века, с современной, то мы увидим, что она была возвышенной, наполненной поэтическими строками, красивыми сложными фразами. Сейчас это всё уходит. Интернет требует того, чтобы речь сокращалась. В результате люди начинают говорить коротко, чаще всего штампами.


В интернете очень много информации: скачивай любое пособие и занимайся. Но я считаю, что когда ты берешь карточку в руки, можешь подержать, пощупать – это намного лучше, чем пальчиком водить по экрану. Вот опять же: задействованы все рецепторы. Я за то, чтобы у детей было как можно больше настоящих игрушек. И пособия, сделанные в картонном или деревянном виде.


Самый лучший возраст для обучения и развития – дошкольный возраст. В это время ребёнок жадно впитывает в себя все, что видит, старается подражать окружающим его взрослым. И, надеюсь, что, если я люблю поэзию, то и дети, с которыми я работаю, обязательно тоже её полюбят!